СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Город Достоевского

В ЗНАК ОСОБОЙ ЛЮБВИ

Материалы об основателе Дома-музея Ф. М. Достоевского Г. И. Смирнове.

Центральная городская библиотека им. Ф. М. Достоевского г.Старая Русса

К 180-летию Ф. М. Достоевского

К 80-летию Г. И. Смирнова

К 20-летию создания Дома-музея Ф. М. Достоевского

Старорусская земля богата замечательными людьми, щедрыми душой, любящими свой край, без остатка отдающими себя служению людям. Помнить таких людей надо всегда, помнить о том, что они для нас сделали.

Одним из таких людей, ещё при жизни ставшим знаменитой личностью в городе и за его пределами, является Георгий Иванович Смирнов. Это с его помощью был организован в Старой Руссе краеведческий музей, музей истории курорта, но самое главное его детище – и Дом-музей Ф. М. Достоевского.

Георгий Иванович родился 29 апреля 1921 года, то есть через 100 лет после рождения Ф. М. Достоевского, в двухэтажном доме напротив дома Достоевских, где проживал некогда знавший Фёдора Михайловича петербургский литератор, редактор журнала "Неделя" П. А. Гайдебуров.

Г. И. Смирнов, коренной старорусец, после Великой Отечественной войны не сразу возвращается в родной город, дотла разрушенный фашистами. После войны в Старой Руссе целыми сохранились всего 4 дома, и дом Достоевского был одним из них. Идея создать в городе музей Ф. М. Достоевского возникла у Георгия Ивановича давно, но, поскольку писатель был объявлен реакционным, то сделать это было не так-то просто.

Писатель В. Белов организовал сбор подписей всех выдающихся уроженцев Старой Руссы, которые собрались на праздновании 800-летнего юбилея города, о необходимости создания в Старой Руссе Дома-музея, и он же отправил их в самые высокие институты, но и это не помогло.

Так что перед Георгием Ивановичем стояла совсем непростая задача, но он после многочисленных нервотрёпок и благодаря своей энергии сумел добиться своего.

Вот как он сам рассказывает о первых шагах по созданию музея: "Когда я пришёл в дом, где жил писатель, по существу, были здесь лишь голые стены. Внизу размещался ЗАГС. Вверху, в двух комнатах решили сделать экспозицию. Разработал план, поехал в Москву и Ленинград – в Литературный музей им. Горького и в Пушкинский дом. Упрашивал дать фотографии, копии документов. За год сделали экспозицию, и уже в 1969 году в двух комнатах принимали посетителей".

Но всё же это происходило не так просто и быстро. Первая экспозиция разместилась внизу, как раз там, где был ЗАГС, а до 1975 года остальную площадь занимала детская музыкальная школа. Только после окончания строительства новой школы искусств весь дом был отдан под музей.Георгий Иванович с энтузиазмом берётся за дело – разыскивает множество экспонатов, иногда чрезвычайно редких. В своих поисках он обошёл сотни квартир старых ленинградцев, и очень многие даже не продавали ему вещи, а просто дарили. Чудом уцелели два стула из комнаты Анны Григорьевны, по существу щепки красного дерева. Георгий Иванович нашёл мастера-краснодеревщика в Старой Руссе, который отреставрировал их, отказываясь от платы. Нашёлся и добровольный помощник – искусствовед Нина Петровна Нератова. С её помощью для дома в Старой Руссе был приобретён целый гостиный гарнитур. Были и другие энтузиасты-помощники. Так в будущем музее собирались прекрасные подлинные вещи. 

Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что на письмо Смирнова откликнулась жена внука Достоевского. Ценным приобретением музея стали и вещи, принадлежавшие жене Фёдора Михайловича: вышивка с монограммой, платочек.Создавая музей, надо было не только по крохам собирать экспонаты, вести реставрационные работы и заниматься другими нужными делами. Надо было ещё и отбиваться от глупости и явного невежества.В книге Б. Рощина "Встречи", в главе, посвящённой Ф. М. Достоевскому, есть такой эпизод: "Однажды, когда только начал создаваться музей, ещё до принятия закона об уголовной ответственности за нарушение научных принципов реставрации, приехало из области в Старую Руссу ответственное лицо по культуре. Осмотрело лицо дом Достоевского, Георгия Ивановича послушало, потом такое изрекло: "Зачем восстанавливать эту рухлядь? Где наша действительность? Что мы не можем писателю новый кирпичный дом построить и стилизовать под старину? Что у нас кирпича нет?"Были и другие поползновения разрушить атмосферу прошлого века, например, заасфальтировать дорогу к музею или набережную бетонными плитами укрепить.И не счесть, сколько таких попыток было. Одной из них я сама была свидетельницей. Однажды, когда мы с сыном Георгия Ивановича пришли в музей, то застали его кипящим от возмущения. 

Оказывается, какие-то художники-дизайнеры посоветовали обновить экспозицию: отпилить ножки у стульев, развесить их по стенам, вместо сиденья вставить стёкла и разместить там экспонаты.Рассказывая об этом, Георгий Иванович прямо-таки раскалился от праведного гнева: "Я их выгнал, выгнал! Что б и духу их здесь не было!" Он не щадил никого, кто был замечен в неуважении к Фёдору Михайловичу. Более преданного Достоевскому человека никто не встречал. В. Белов вспоминает, что писателей, приезжавших к нему в Дом-музей, он "проверял" следующим образом: предлагал сесть за подлинный письменный стол, за которым работал Достоевский. Большинство, конечно, с восторгом садились, лишь единицы отказывались это сделать, понимая, что невозможно сесть за стол, за которым сидел сам Достоевский.Увлечение творчеством Достоевского стало у него всепоглощающей страстью. Он считал, что музей писателя – не только стены дома, мебель и вещи. Это и река, которую Достоевский видел из окна, и камни мостовой, которую он столько раз пересёк...Но самое важное, что именно на этих улицах разворачивались события, описанные в романе "Братья Карамазовы". Когда читаешь роман, то легко узнаёшь топографию Старой Руссы. Весь роман буквально пронизан нашим городом. 

Георгий Иванович поставил цель: выявить, отыскать среди символов, аллегорий, обобщений системы "Братьев Карамазовых" след Старой Руссы, показать, как непримечательный уездный городок становился огромным, многосложным образом-символом, как из конкретных людских характеров, улочек, речушек, палисадников и лопухов вырастала духовно-эстетическая громада "Карамазовых". Поэтому и надо было сохранить в неприкосновенности улицы города. Ещё до создания музея Георгий Иванович разработал самым тщательнейшим образом старорусский маршрут "Братьев Карамазовых". Потратив немало сил, он разыскал подлинные места, дома, маршруты героев, упомянутые в романе. По этим улицам ведёт он специального корреспондента журнала "В мире книг" О. Мраморнова: "Георгий Иванович ведёт меня задворками Старой Руссы, переулками и тупичками. Мы идём вслед за Алёшей Карамазовым вдоль заросшей ряской реки Порусьи. Вот здесь по мостику перебегал Алёша, поспешая в дом Хохлаковых. Здесь вступился он за Илюшу Снегирёва... Побывав у Хохлаковых, заглянув к Катерине Ивановне на Большую улицу, идёт Алёша с её поручением на Озёрную к штабс-капитану Снегирёву, попутно заворачивая к брату Дмитрию, живущему рядом, в переулке. Подходим и мы к месту, где на самом краю города стоял дом, в котором квартировало бедственное семейство Снегирёвых...... И, о неожиданность! Ещё одна оживающая на моих глазах реалия. У того самого места, где стоял неказистый домишко мещанки Колпаковой, сдаваемый внаём Снегирёвым, – средних размеров камень-валун. Тот самый валун, под которым безутешный штабс-капитан хотел похоронить своего незабвенного Илюшечку, и где Алёша обратился к мальчикам с прекрасными словами о родительском доме, дружбе и светлых воспоминаниях детства. 

С этим самым камнем связано центральное смысловое и топографическое место эпилога. Отсюда, по замыслу Достоевского, начинается путь двенадцати русских мальчиков из объятого мраком Скотопригоньевска к свету и радости новой жизни... Георгий Иванович защитил этот камень от посягательств шофёров и строителей, которым тот мешал, и охраняет его, как зеницу ока".Точно так же его стараниями сохранён в неизменности переулок, где в крапиве и лопухах спала Лизавета, мостик, по которому бежал Митя в ночь убийства отца. Эти улицы вошли в литературно-мемориальный комплекс, объявлены заповедной зоной.Провёл он этим маршрутом и писателя Д. Гранина, показал улицу Дмитриевскую: "Ничего примечательного в ней не было. Но Георгий Иванович показал мне на неё, как показывали в Лондоне на Пикадилли или Даунинг-стрит или в Нью-Йорке на Уолл-Стрит. Эта улица была связана с действием романа "Братья Карамазовы". И далее: "Мы прошли по этому маршруту, оказывается, точно указанному в романе, сделали петлю, какую сделал Митя, прежде чем перебежал по мостику речку Смердящую или нынешнею Малашку.

Показал и двухэтажный гайдебуровский дом, который тоже участвует в романе, и объяснил, почему он участвует в виде одноэтажного домишки. А здесь место, где сидел в засаде Митя Карамазов, высматривая Грушеньку, вот здесь и сама Грушенька, то есть Грушенька Меньшова, шла по набережной навстречу Достоевскому". Несколько лет потратил Георгий Иванович, составляя карту происходящего в романе, разыскивая места, упомянутые в тексте, сличал и устанавливал, где кто жил, какой именно дом описан.Полностью Дом-музей был открыт в 1981 году. И в этом же году Георгия Ивановича "уходят" с работы. А в 1983 году он скончался. Уже после его смерти, в 1991 году в журнале "Москва" была напечатана его статья "Скотопригоньевск и Старая Русса". Многим в родном городе он не нравился – был слишком неуживчивым, колючим, неуступчивым. Но те, кто слушали его экскурсии, тоже не забудут его, но по-другому. Его имя знают сейчас во многих городах России и за её пределами. О нём имеется множество восторженных публикаций. И мы очень надеемся, что последующие поколения тоже не забудут того, чьими стараниями был сохранён и возрождён Дом-музей Достоевского.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ О Г. И. СМИРНОВЕ.

1. Рощин Б. В Старую Руссу к Достоевскому // Аврора. - 1981.- № 12.- С. 145-153. 2. Гранин Д. Обратный билет. - Л: Лениздат, 1982. - 416 с., порт. - (Повести ленинградских писателей). 3. Фёдорова А. Набережная Достоевского, д. 42 // Новг. комсомолец. - 1972. - 10 июня.4. Мраморнов О. Там, где жили Карамазовы // В мире книг. - 1981. - № 11. - С. 75-77.5. Белякова А. В городе "Братьев Карамазовых": К 60-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского // Учительская газета. - 1981. - 26 дек.6. Ханова Л. Думая о Достоевском // Турист. - 1981. - № 11. - С. 30-31. Интервью с Г. И. Смирновым.7. Гутан А. Старорусский блокнот // Нева. - 2000. - № 2. - С. 90-121.8. Никулин Ю. Миссию выполнил // Ст. правда. - 1993. - 8 апр. - С. 4.ПУБЛИКАЦИИ Г. И. СМИРНОВА.1. Смирнов Г.И. Скотопригоньевск и Старая Русса // Москва. - 1991. - № 11. - С. 187-206.2. Смирнов Г. И. Достоевский и Старая Русса // Ст. правда. - 7, 10, 11 февр.3. Смирнов Г. И. Народная тропа // Новг. правда. - 1971. - 11 нояб.Г. И. Смирнов и А. В. Борух, смотрительница и первый помощник директора во дворе Дома-музея.Г. И. Смирнов и вдова Г. В. Алёхина А. Е. Масловская во дворе Дома-музея Ф. М. Достоевского. Смирнов Г. И., 1981 год. 

Составитель - Е. Г ДЕНИСОВА, главный библиограф Центральной городской библиотеки г.Старая Русса 2001 г.

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ